Общественный институт глобального и регионального управления

Начало реформ ФСБ - 2018

  • Автор: коб-институт.com.ua

Готовится масштабная реформа силовых и правоохранительных ведомств. Предполагается создать на основе ФСБ министерство госбезопасности, включив в него ФСО и СВР, вернуть СКР в надзирающую за ним Генпрокуратуру, а функции МЧС разделить между Минобороны и МВД».

«Для законопослушных граждан создание этой структуры никакой угрозы не несет, только для врагов России, для экстремистски настроенных категорий граждан, для преступников всех мастей, — говорит Янышев. — Мы уже увидели, что ФСБ показала свои зубы, когда выявила ряд громких коррупционеров в системе МВД и губернаторском корпусе. В условиях нарастающих внешнеэкономических и политических рисков создание такого министерства будет оправдано». СКР перестанет быть самостоятельным органом и вновь станет одной из структур Генеральной прокуратуры РФ. Соответственно, статус основных подразделений Следственного комитета будет понижен. К примеру, главное военное следственное управление станет, в конечном итоге, обычным управлением. Помимо вышеперечисленных МГБ Российской Федерации будет наделено и целым рядом других важных функций, которые ФСБ ранее не выполняла. Так, например, в следующем году планируется осуществление этим органом не только функции обеспечения уголовных дел, но еще и надзора над ними. Помимо структурных изменений новое министерство получит и новые функции. Например, предполагается, что сотрудники МГБ будут не просто сопровождать и обеспечивать расследования уголовных дел, возбужденных по их материалам СКР и МВД, а осуществлять процессуальный надзор за ними. Отметим, что выполнявшее эти функции главное управление процессуального контроля СКР уже фактически ликвидировано. Более того, МГБ будет заниматься обеспечением собственной безопасности во всех правоохранительных и силовых структурах. Причиной создания нового ведомства стало желание оптимизировать и синхронизировать работу ранее отдельных структур.

Все входящие в новое министерство органы, ранее имели схожие задачи и систему действий Изменения же касаются в основном внутренней структуры министерств и федеральных служб — они, за исключением Минобороны, теперь будут строиться по образу и подобию ФСБ, в котором та существовала последнее десятилетие. Основной структурной единицей всех «силовых» ведомств решено сделать департаменты — вместо прежних главных и «простых» управлений. Между тем, сама ФСБ в ближайшее время, скорее всего, получит статус министерства, хотя название ее — «Федеральная служба безопасности», возможно, останется прежним. При этом в ФСБ основными структурными подразделениями будут уже не департаменты, а службы. Также службы предполагается создать и в Минобороны, которым будут подчинены главные и центральные управления. Задания, выполняемые Федеральной Службой охраны, переквалифицируют на работу по обеспечению безопасности президента России. ФСО также станет заниматься «спецтранспортом» и «спецсвязью». Служба внешней разведки будет заведовать делами с конкретной направленностью. ФСБ в новом ведомстве сможет контролировать ведение резонансных уголовных дел, которыми раньше занимался следственный комитет. Ранее Государственный пожарный надзор и так находился в структуре Министерства внутренних дел. МЧС, и в самом деле, решили расформировать, передав все его функции другим министерствам и государственным ведомствам. Скорее всего, чрезвычайное и спасательное подразделения МЧС перейдут в Минобороны. Следственное управление МГБ, которое получит статус главка, сможет принимать в свое производство наиболее резонансные и имеющие государственное значение уголовные дела, подследственность которых сегодня закреплена за СК и МВД.

Примечательно то, что МГБ будет обладать полномочиями, которые у находящихся в его составе структур, ранее отсутствовали. К примеру, работники одной из силовых госструктур будут не только заниматься расследованием открытых МВД или СКР уголовных преступлений, но и отвечать за процессуальный надзор над ними. Между тем о необходимости создать такую могущественную структуру, как министерство государственной безопасности, в России говорили давно — практически с тех пор, как комитет государственной безопасности СССР распался осенью 1991 года на три автономные структуры, названия которых уже наверняка выпали из памяти новых поколений: МСБ (межреспубликанскую службу безопасности), ЦСР (центральную службу разведки) и комитет по охране границы. Ликвидация грозного КГБ тогда выглядела как часть того пораженческого «договора», который проигравший в холодной войне, но еще советский Кремль подписал с Западом. Атомизация и дробление госбезопасности на отдельные ведомства ослабляло некогда могущественную спецслужбу, бывшую достойной соперницей ЦРУ, разрушало налаженные связи соподчинения и просто деморализовало чекистов. Автор этих строк помнит, как возвращались в новую «демократическую Россию» рассекреченные по небрежности Михаила Горбачева резиденты из Восточной Европы и оказывались никому не нужными и выброшенными на улицу. Никто не знал своего будущего и уже поэтому не думал о будущем страны. МСБ между тем было преобразовано в АФБ (агентство федеральной безопасности) РСФСР, затем просто в МБ (министерство безопасности) РФ, из которого, в свою очередь, появилась федеральная служба контрразведки. А уже из нее летом 1995 года родилась нынешняя ФСБ РФ — вариант КГБ. В автономный режим при этом были переведены СВР (служба внешней разведки), ФСО (федеральная служба охраны), пограничные войска и т. п. Оптимизация руководящего состава на этом не остановится, ведь количество кресел в новом Министерстве ограничено. Прошедшие аттестацию следователи получат должности в объединенной следственной структуре – Федеральной службе расследований. Положение о ней в данный момент находится в разработке Администрации Президента России.

Еще часть следователей перейдут в прокуратуру. При этом оставшимся сотрудникам обещают существенно повысить оклады и сохранить льготы. Также планируется, что специалисты продолжат расследования по тем статьям Уголовного Кодекса, которыми они занимались до реформы. В ходе реформы серьезные изменения могут произойти в Следственном комитете России. СКР снова может стать структурой при прокуратуре России, из которой он был выделен в 2011 году. Соответственно, будет понижен и статус его главных управлений. Например, главное военное следственное управление предполагается сделать обычным управлением. Предполагается, что реформа повысит эффективность управление силовыми структурами и искоренит коррупцию в них.

Подготовка к реформе началась после ликвидации ФМС и ФСКН и создания Росгвардии. Необходимо отметить факт того, что подготовка к реорганизации ФСБ в следующем году была проведена успешно. По приказу президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина была создана так называемая Росгвардия, в состав которой были включены внутренние войска России, а также подавляющее большинство ОВД государства. Кроме того, был ликвидирован такой орган как Федеральная служба по осуществлению контроля за оборотом наркотических средств. Их функции со следующего года также будут осуществляться ФСБ.

Планируется, что ФСБ в составе нового ведомства, будет осуществлять контроль за ведением наиболее резонансных уголовных дел. Если ранее громкими делами обычно занимался Следственный комитет, то теперь все чаще можно услышать о резонансных расследованиях уголовных дел сотрудниками ФСБ, так что, скорее всего, эту функцию закрепят за новым ведомством. 

Для того, что-бы оставить комментарий - необходимо зарегистрироваться.